Banner 1

Условия развития младшего школьника

Одним из направлений, рассматриваемых в рамках методического объединения начальных классов, стоит вопрос об «использовании преимуществ межкультурного пространства в воспитательной работе». Младший школьный возраст – наиболее важный этап в этнической социализации ребёнка, когда наиболее активно идут процессы формирования его национального характера, норм поведения, вкусов, традиций и обычаев своего народа. В этом же возрасте дети открыты для взаимодействия с другими народами, легко усваивают их языки и традиции. Наша цель – закрепить эти природные особенности ребёнка и создать основу для их дальнейшего развития.

 

 

В нашей гимназии это особенно актуально, поскольку дети постоянно вращаются в единой системе: культура Беларуси, России и Франции. Следует отметить, что в младшем школьном возрасте говорить о полноценном процессе формирования поликультурной личности рано, это сложный и длительный процесс, который начинается с раннего детства, поэтому мы рассматриваем лишь личностные качества – поликультурность личности обучаюшегося, которое должно лежать в основе воспитательной системы. Остановимся на видах сознания, которыми должна обладать поликультурная личность: правовое, географическое, лингвистическое, историческое, художественно-эстетическое и религиозное. Каждому виду сознания соответствуют определённые чувства. Чтобы в будущем сформировалась поликультурная личность, классному руководителю необходимо создавать условия для формирования следующих чувств: Историческое сознание: чувство прекрасного, чувство долга, патриотизм, гордость за историческое прошлое, чувство Родины, чувство ответственности, чувство симпатии к другим народам. Географическое сознание: любовь к природе, наслаждение красотой природы, чувство прекрасного, сочувствие ко всему живому, гуманность, бескорыстие, доброжелательность. Религиозное сознание – любовь к родным и близким, доброта, сопереживание, сочувствие, терпимость, правдивость, чувство удовлетворённости от совершённого доброго поступка. Лингвистическое сознание – чувство удовлетворённости от понимания другого языка. Правовое сознание – ответственность, чувство долга, доброжелательность, способность сопереживать. Художественно-эстетическое сознание: чувства прекрасного, эстетические переживания.

 

 

Проводя различные мероприятия, классный руководитель отмечает, какие чувства, и какой вид сознания затрагивает та или иная тема. И готовя следующее занятие или утренник, учитывает это. Любое поведённое мероприятие имеет определённую воспитательную задачу. Коллективная деятельность на занятиях способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребёнка, что также очень важно в воспитании поликультурности. Поликультурное образование должно реализовываться через следующие содержательные линии: Изучение исторического и культурного развития своего народа, его культурных ценностей (обычаев, обрядов, вероисповеданий), знакомство с традициями народного воспитания и морально-этическими нормами. Усвоение знаний о других культурах, осознание общего и особенного в образе жизни культурных ценностях и ориентирах разных народов, воспитание к ним уважительного отношения. Усвоение знаний о межкультурном и межнациональном взаимодействии в поликультурной среде как неизбежной реальности и необходимости прогрессивного развития общества. Особое внимание классного руководителя должно быть уделено знакомству младших школьников с уникальным социально-культурным разнообразием Беларуси, где проживают народы с разной культурой и вероисповеданием.

В основе работы с младшими школьниками в нашей гимназии обязательно должен лежать приём сравнения культур трёх государств, который мы охватываем по следующим направлениям: государственная символика, национальные костюмы, фольклор, традиции, язык, географическое положение, исторические факты. Учащиеся, сравнивая национальные костюмы, государственную символику и прочее, приходят к важному выводу о сходстве исторического развития государств, их культурном и экономическом взаимодействии. Особо следует отметить, приобщение младших школьников к сокровищнице народной мудрости, которое происходит на протяжении всех лет обучения в форме включения в учебный материал таких народно-педагогических средств как загадки, сказки, легенды, былины, песни белорусского, русского и других народов Беларуси. Поликультурная эффективность народно-педагогических средств в обучении естествознанию очевидна, поскольку они развивались в определённой природной и исторической среде и отражают мировоззрение и мировосприятие того народа, который их создал, развитие его языка и культуры под влиянием окружающей природы и социального взаимодействия. Ведущая роль, конечно же, принадлежит классному руководителю, который должен находиться в тесном взаимодействии с родителями, воспитателями групп продлённого дня и учителями французского. Так что же влияет на формирование поликультурной личности? В основе лежат три кита: урочная деятельность, внеклассная работа. Кроме этого, отдельно можно выделить проектно-исследовательскую деятельность и СМИ.

Урочная деятельность:

Направление Класс Русский язык Беларуская мова Французский язык
1 класс • Русский язык • (обучение грамоте) • Беларуская мова (вусны курс)
2 класс

• Русский язык

• Литературное чтение

• Беларуская мова

• Літаратурнае чытанне

3 класс

• Русский язык

• Литературное чтение

• Беларуская мова

• Літаратурнае чытанне

Французский язык
4 класс

• Русский язык

• Литературное чтение

• Беларуская мова

• Літаратурнае чытанне

• Курс “Мая Радзіма – Беларусь”

Французский язык

 

Изучение русского и белорусского языков ведётся параллельно. Исходя из таблицы, видно, что работа по всем направлениям ведётся с 1 класса, В первых классах французский язык преподается на факультативных занятиях «Введение в мир французского языка», во вторых — «Мир французского языка». Рассмотрим воспитательную работу.

Классные часы, идеалогическая и культурно- массовая работа, предметные недели – охватывают всю начальную школу и позволяют более интересно воздействовать на формирование поликультурной личности.

 

 

Идеологическая работа позволяет определять место национальных государственных праздников в межкультурном пространстве. Культурно-массовая работа в рамках шестого школьного дня позволяет сплотить детей по параллелям и между ними. Экскурсии к памятным местам, посещение Дворцово-паркового ансамбля, музея Боевой славы, посещение детской городской библиотеки, культпоходы в театр и кино, а также посещение выставочных залов не может не влиять на формирование поликультурной личности младшего школьника.

 

 

А сейчас поподробней остановимся на более тесной связи с культурой Франции. На гимназических мероприятиях учащиеся начальной школы исполняют песенки на французском языке. Начальная школа стала неотъемлемой частью предметных недель и в частности недели франкофонии. Воспитали групп продленного дня проводят развивающие занятия «Путешествие по Франции» для учащихся 1 классов. На них ребята имеют возможность сравнить географические карты Беларуси и Франции, вспомнить столицы этих государств, показать родителем чему они научились на факультативных занятиях «Введение в мир французского языка». Кроме этого учащиеся знакомятся с интересными сведениями из жизни французов, узнают живых героев из сказок Шарля Перро, смотрят отрывки из Российских и зарубежных мультфильмов с этими героями.

 

 

На фестивале французской музыки в гимназии также нашлось место для начальной школы. Следующее направление нашей работы в формировании поликультурной личности – это проектная деятельность. Учащиеся 3 классов работают над проектом «Книга – это вечность, книга – это мудрость». Запоминающиеся экскурсии на Гомельскую и Добрушскую бумажные фабрики, проведение классного часа для учащихся первых классов, в конце которого каждый первоклассник получает закладку в качестве подарка, также формируют определённые качества поликультурной личности.

 

 

Четвёртые классы занимаются «второй жизнью отходов». Как тяжело заставить себя поднять чужую бумажку и бросить её в мусорный ящик. Гораздо приятнее собирать макулатуру, изготавливать из использованных материалов нужные и полезные вещи. Обе темы проектов находят отклик в мировом обществе и являются актуальными. Последними в нашей цепочке стоят средства массовой информации. Газеты «Юный спасатель», «Зорька», а также журнал на белорусском языке «Вясёлка», являются неотъемлимой частью идеологической работы. Кроме этого, мы приучаем ребят находить информацию в интернете и акцентируем внимание на необходимых для их развития программах телевидения. Так для учеников 4 класса рекомендуем для просмотра программу «Приключения дилетанта», которая рассказывает об истории белорусских городов и деревень. Таким образом, можно сделать вывод, что на первой ступени общего начального образования ведётся огромная работа по создание условий для всестороннего развития младшего школьника в межкультурном образовательном пространстве.